Ремонт цифровой техники

Современные технологии: что такое контролируемый износ?

У меня дома сломался очередной электрочайник. За последние лет 20 в среднем каждый из моих чайников работал около года. Или чуть меньше. Столько, сколько ему положено работать по гарантии. Именно столько — и не более. Как вы думаете — что является основой экономики нынешнего западного общества? Особенно если это общество само себя называет «обществом потребления»…

Еще в середине прошлого века младшие дети в семье донашивали за старшими их старую поношенную одежду. Детская кроватка для моих дочек была мне отдана двоюродной сестрой, а я в свой срок передал ее двоюродному брату. А уж кому он ее передал — не знаю, но полагаю, что младшей сестре.

Поломавшиеся радиоприемники, утюги, телевизоры несли в мастерские, где их перепаивали, ремонтировали, после чего они еще служили и служили. И проходили годы до следующей поломки и следующего ремонта, пока, наконец, прибор не ломался окончательно.

Бритвы от Зингера служили десятилетия, отцы оставляли их своим сыновьям. Время от времени их отдавали мастерам для заточки, после чего перед использованием их правили на ремне. И все! Сравним с нынешней технологией? Купил, использовал, выбросил — купил новую. Не нужны никакие мастера, умеющие затачивать бритвы, одноразовые лезвия затачиваются на линии производства бритв.

Многократно обруганные «Запорожцы», «Жигули» и «Москвичи» верой и правдой служили своим хозяевам не годы, а десятилетия, помогая в перевозке всего и вся на дачу или с дачи, вывозя своих хозяев летом на пляж или вообще к теплому морю.

Правда, в противовес ломающимся изделиям советского автопрома в 60—70-е годы любили рассказывать о неломающихся изделиях «ненашего автопрома». О том, что Фордовские «козлики», полученные еще по ленд-лизу, будучи окончательно списанными в утиль из-за сверхдолгого срока эксплуатации, потом еще многие годы отлично работали на приусадебных участках. Говорили, что автомобили японского производства имели гарантию работы в миллион километров.

Мой знакомый купил себе сильно подержанный Форд производства 80-х годов. Ездил много и с удовольствием. И лет через 10 купил себе вместо своего — уже совсем заезженного — «ослика» такого же. Тоже Фордика, той же марки, только теперь производства 90-х…

И вскоре почувствовал разницу. Новая машина сыпалась вся, будто, проработав без проблем до гарантии и еще чуть-чуть, она решила потом вовсе не работать. Удивившись, мой друг поспрошал таких же, как он, автовладельцев подержанных иномарок. Такие же проблемы были у очень многих автовладельцев, купивших иномарки производства 90-х. Причем на старых Фордах сыпалось одно, на старых Ауди — другое…

Будто на машину специально ставили детали, снашивающиеся после определенного срока эксплуатации. Причем у каждой марки автомобилей — свои слабости. А ведь это — автомобиль! Капитальная покупка, серьезные деньги, выброшенные на дорогу и поставленные на 4 колеса.

Что же говорить о столь широко ныне распространенной бытовой технике? Вы никогда не пробовали отдать в починку электрочайник? Я один раз попробовал. Не берут. Там все заштамповано в пластмассу, и если поломалось, надо выбрасывать и покупать новый.

При этом — у меня еще есть старый электрочайник, купленный до начала воплощения идей «контролируемого износа». Он работает на даче. Я тогда покупал себе его для командировок. В нем вмещается от силы пара чашек кипятка, для семьи — слишком мало. Но зато сносу ему нет.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.